Аннотации:
Представлены результаты исследования уровней когнитивного функционирования
детей дошкольного возраста, перенесших реанимацию в неонатальном периоде. Несмотря на перенесенное критическое состояние в сензитивный период развития психики и имевшееся действие некоторых патогенных факторов у большинства из 100 обследованных детей среднего и старшего дошкольного возраста отмечается нормальный уровень интеллекта, сформированная готовность к обучению в школе. По результатам тестирования методом цветных прогрессивных матриц Равена отмечаются хорошие показатели когнитивного функционирования. Вторую и третью группы, относительно одинаковые по численности (каждая около 20 % обследованной выборки), составили дети с пограничной интеллектуальной недостаточностью и с умственной отсталостью. Характеристики когнитивного функционирования детей этих групп корреспондируют с показателями парциального (для второй группы) и преимущественно тотального уровня его нарушения. Доказанный тестовым и нейропсихологическим методами характер нарушений психического развития (це-
ребрастенический синдром в качестве осевого психопатологического симптомокомплекса – во второй группе, и олигофренический патопсихологический – в третьей) связываются с возможностями и характером возможных медико-психолого-педагогических мероприятий коррекционной и обучающей направленности. При этом в качестве опорных мишеней такой работы у детей второй группы называются сохранный познавательный интерес, достаточный ресурс механической и слухоречевой памяти). Показано, что более грубый и тотальный характер нарушений когнитивного функционирования и психических расстройств в целом у детей третьей группы сопровождается и подтвержденными методами нейровизуализации более выраженными морфофункциональными нарушениями, приведшими, в том числе к инвалидизации таких детей. The results of the study levels of cognitive functioning of preschool children who underwent neonatal intensive care unit. Despite suffering critical condition in the neonatal period of 100 children, more than half (60 %) to the senior preschool age showed normal levels of intelligence, full readiness for school, which was confirmed by the test results Raven Coloured Progressive Matrices. Notable was the fact that this group has two children (2 %) had a high level of intelligence and advancing cognitive development. The second group (21 %) on the test results were children with borderline intellectual disabilities that with appropriate treatment and rehabilitation in the long term may reach a
higher level of cognitive functioning. Axial psychopathological symptom in children of the study
group was tserebrastenicheskom syndrome exhibit high exhaustion and a significant decrease in performance. Features of clinical picture manifested partiality in intellectual disorders (some children had preserved cognitive interest, sufficient mechanical and audio-verbal memory). The third group (19 %) included children with mental retardation who have been diagnosed all of the major signs of mental underdevelopment: a slowdown in the higher cortical functions (motor skills, speech, memory, attention, thinking); emotional immaturity; partial; irreversible disorders. Cognitive impairment had varying degrees of severity, from mild to severe mental retardation. The severity of the mental status was determined by the level of cognitive functioning is consistent with the severity of structural damage and the severity of neurological symptoms (paralysis, paresis, ataxia, hyperkinesis).
Описание:
Луговых Наталья Александровна, ассистент кафедры психиатрии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), luna-3005@mail.ru
Малинина Елена Викторовна, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск); профессор кафедры клинической психологии, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), malinina.e@rambler.ru Пирогова Мария Юрьевна, аспирант кафедры психиатрии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), psy_kafedra@mail.ru Юркина Наталья Викторовна, заведующая отделением, Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1, соискатель кафедры психиатрии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), psy_kafedra@mail.ru N.A. Lugovykh1, luna-3005@mail.ru Y.V. Malinina1,2, malinina.e@rambler.ru M.Y. Pirogova1, psy_kafedra@mail.ru N.V. Yurkina1,3, psy_kafedra@mail.ru 1 South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation
2 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation 3 Specialized Regional Clinical Psychoneurological Hospital № 1, Chelyabinsk, Russian Federation