Аннотации:
Раскрыта проблема снижения вязких свойств в зоне термического влияния сварных соединений толстостенных труб. Наибольший провал вязких свойств наблюдается в области крупного зерна зоны
термического влияния, непосредственно прилегающей к линии сплавления. Это связано со значительными структурными изменениями в данной области сварного соединения. Показано, что с увеличением толщины стенки свариваемых труб неизбежно происходит рост погонной энергии сварки, соответственно происходит падение скорости охлаждения после сварки. Так, при сварке труб с толщиной стенки свыше 23 мм скорость охлаждения падает ниже 10 ° С/с, что приводит
к сильному охрупчиванию зоны термического влияния заводских сварных соединений. Таким образом, для обеспечения эксплуатационной надежности толстостенных труб большого диаметра необходимо внести кардинальные изменения в технологию сварки, позволяющие существенно снизить погонную
энергию, или разработать химический состав основного металла, менее чувствительного к термическому циклу сварки.
Проанализировано влияние отдельных химических элементов на прочностные свойства основного металла высокопрочных трубных сталей и на вязкие свойства в зоне термического влияния (ЗТВ). Показано негативное влияние кремния и молибдена на вязкие свойства в ЗТВ. Дополнительное легирование
стали ванадием также приводит к значительному охрупчиванию области крупного зерна ЗТВ.
Для достижения высоких вязких свойств сварных соединений труб большого диаметра необходимо:
исключить ванадий из химического состава стали; снизить содержание кремния до уровня 0,1%; легирование молибденом должно осуществляться на минимальном уровне для достижения требуемых прочностных свойств. The problem of toughness in a heat affected zone of welded joints of submerged arc welded pipes with
high wall thickness is discussed in this article. The greatest toughness failure was observed in coarse grains
of the heat affected zone (CGHAZ) adjacent to the fusion line. This is due to significant structural changes in
the welded joint area.
It is shown that an increase of the welded pipes wall thickness inevitably leads to the increase of the welding
heat input and the decrease of the post welding cooling rate. Thus, during welding of pipes with wall thickness
more than 23 mm the cooling rate decreases to 10 °C/s leading to severe CGHAZ embrittlement. Thus, to ensure
the operational reliability of thick-walled large diameter pipes it is necessary to make fundamental changes
in the welding technology which help significantly reduce the heat input or develop the chemical composition
of the base metal which is less sensitive to the welding thermal cycle.
The article describes the effect of separate chemical elements on toughness in the heat affected zone of
SAW-welded large-diameter linepipes. The negative effect of silicon and molybdenum on HAZ ductile properties
was shown. Additional steel alloying by the use of vanadium also leads to significant embrittlement in HAZ
coarse grains.
To achieve high toughness of welded joints in large diameter pipes it is necessary to eliminate vanadium
from the chemical composition of steel and to reduce the silicon content to about 0.1 %. Molybdenum alloying
should be performed at a minimum level to achieve desired strength properties.
Описание:
Худяков Артем Олегович, аспирант кафедры оборудования и технологии сварочного производства, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск); temkaho@gmail.com.
A.O. Khudyakov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
temkaho@gmail.com