Аннотации:
Описаны результаты экспериментального исследования особенностей стиля
деятельности и индивидуальности учителей. Показана роль индивидуального стиля как условия обеспечения эффективности педагогической деятельности в современной школе. В статье описаны результаты проведенных в отечественной психологии за последние 20 лет исследований различных сторон стиля деятельности. Подтверждены данные о четырехкомпонентной структуре стиля деятельности учителей,
включающей в себя коммуникативные, организационные и самоорганизационные
действия, а также действия, активизирующие интеллект учащихся.
Проводилось сравнительное исследование на выборке из 100 учителей, преподающих гуманитарные, математические и естественно-научные дисциплины. По результатам кластерного анализа результатов исследования методом К-средних выделены два типичных стиля профессиональной деятельности: ориентированный на самоорганизацию деятельности самого учителя и ориентированный на активизацию интеллекта учащихся. В исследованной выборке преобладают представители первого типа стиля (около 58 % ее численности). С помощью прошедшей стандартизацию
авторской методики «Опросник стиля деятельности учителей» выявлены различия в
развитии 4 компонентов стиля у педагогов с разными его вариантами. Установлено,
что высокий уровень самоорганизации учителей проявляется в трансляции организационных действий в отношении учащихся, а активизация интеллекта учащихся требует высокого уровня развития коммуникативных действий педагогов. Статистически достоверные различия проявляются в основном в результатах обследования личностных черт (нормативность поведения, дипломатичность, тревожность,
самоконтроль), при том, что различий в характеристиках психодинамических
свойств, свойств нервной системы и склонностей не обнаружено. Структура стиля
деятельности оказалась более гармоничной и устойчивой у учителей с ориентацией
на самоорганизацию деятельности.
The results of the experimental research of peculiarities of a teaching style and teachers’
personality are described .The role of a teaching style is shown as a condition to provide
the efficiency of educational work in a contemporary school. The article summarizes
the research results of different sides of the style in home psychology, held in the last 20
years. The data that the teaching style has 4-component structure including communicative,
organizing and self-organizing actions and also the actions developing students’ intellect, are also confirmed.
The comparative study was held among 100 chosen teachers, teaching the humanities,
mathematical and scientific subjects .Two typical styles were marked out by a cluster
analysis of the k-medium method: the style, oriented to organize the teacher’s personal activity and the other one ,oriented to activate students’ intellect. The representatives of the
first style predominate (approximately 58 %). Differences in developing 4-components of
style among different representatives were discovered by a method “An Inquirer of a
teaching style” (author’s method, approved by standards). It has been determined , that the
high level of teachers’ self-organization becomes apparent in broadcasting organizational
features in students’ organization activities. At the same time developing of students’ intellect
requires a high level of communicative activities of teachers. Statistical valid differences
are shown mainly in personal features (standarts of behavior, diplomacy, anxiety,
self-control), though differences in psychodynamic characteristics, the nervous system
characteristics and abilities are not found. Teachers tending to self-organization have more harmonious and stable structure of their teaching style.
Описание:
Долгополова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
«Экономика», Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Березниковский филиал, i_dolgopolova@mail.ru. I.V. Dolgopolova, Perm National Research Polytechnic University, Berezniki department, Berezniki,
Russian Federation, i_dolgopolova@mail.ru