Abstract:
Актуальность проблемы использования квазимежкультурного тренинга в системе психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки студентов к поликультурному взаимодействию обусловлена необходимостью формирования у студентов способности и готовности к общению с носителями иностранного языка и продиктована целью обучения иностранному языку, заключающейся в формировании поликультурной языковой личности выпускника вуза. Цель: в теоретическом плане – обосновать необходимость внедрения в систему психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки
студентов к поликультурному взаимодействию цикла квазимежкультурных тренингов, в практическом плане – предложить примерный вариант разработки структуры цикла тренингов квазимежкультурной коммуникации для студентов факультета иностранных языков. Материалы и методы. К теоретическим методам, использованным в ходе исследования, относятся контент-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез информации, обобщение научной информации, абстрагирование. К использованным
эмпирическим методам относится констатирующий эксперимент, включающий анкетирование с использованием анкеты для изучения сформированности психологической готовности к межкультурной коммуникации (в концепции В.И. Долговой, Е.А. Василенко, А.С. Бароненко). В качестве математико-статистических методов обработки научных данных использован расчет среднего выборочного значения. Результаты. На основании результатов констатирующего эксперимента доказана необходимость внедрения цикла квазимежкультурных тренингов в систему психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки
студентов к поликультурному взаимодействию, что направлено на формирование у них способности и готовности к взаимодействию с носителями иностранного языка, на преодоление психологических барьеров, которые могут возникнуть в процессе реального поликультурного взаимодействия. Разработана и предложена примерная структура цикла квазимежкультурных тренингов «Attrractive communication». Заключение. Анализ результатов анкетирования среди студентов наглядно показал, что студенты не обладают достаточной психологической готовностью к реальной межкультурной коммуникации в эмоциональном
и поведенческом аспектах. В этой связи нами была разработана программа цикла квазимежкультурных тренингов «Attrractive communication», адресованных студентам факультета иностранных языков. В дальнейшем планируется апробация тренинговой программы. The paper considers the relevance of using quasi-intercultural training sessions as a part of psychological and pedagogical support for students developing multicultural interaction skills. This is dictated by the need to form students’ ability and readiness to communicate with native speakers and to develop a multicultural personality of a university graduate. Aim. The paper aims to substantiate the need for quasi-intercultural training sessions as a part of psychological and pedagogical support for university students acquiring multicultural interaction skills and to
develop an approximate structure of a cycle of such training sessions for foreign language students. Materials and methods. The following theoretical methods were used in the study: a content analysis of psychological and pedagogical literature, information synthesis, information generalization, and abstraction. The empirical methods included the ascertaining experiment with a questionnaire for the assessment of psychological readiness for intercultural communication (by V.I. Dolgova, E.A. Vasilenko, A.S. Baronenko). Statistical data processing included the calculation of the sample average value. Results. The results obtained showed the need for a cycle of quasiintercultural training sessions as a part of psychological and pedagogical support for students acquiring multicultural interaction skills. This allows developing their ability and readiness to interact with native speakers and to overcome psychological barriers that may arise in multicultural interaction. An approximate structure of the cycle of quasi-intercultural training sessions has been developed and proposed. Conclusion. The survey showed clearly that students did not have sufficient psychological readiness for intercultural communication in terms of emotional and behavioral aspects. Therefore, quasi-intercultural training sessions (“Attractive communication”) were developed for foreign language students.
Description:
Бароненко Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69), baronele@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6638-6610
Быстрай Елена Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69), bistraieb@cspu.ru, ORCID: 0000-0001-5976-3465;
Власенко Ольга Николаевна, старший преподаватель кафедры немецкого языка и
методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69), vlasenkoon@cspu.ru, ORCID: 0000-0002-2564-7797
Райсвих Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69), tolljulia@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5980-5450
Скоробренко Иван Александрович, магистрант, факультет психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69), kaktus0096@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6644-4091
E.A. Baronenko, baronele@yandex.ru, ORCID0000-0001-6638-6610
E.B. Bystraj, bistraieb@cspu.ru, ORCID 0000-0001-5976-3465
O.N. Vlasenko, vlasenkoon@cspu.ru, ORCID 0000-0002-2564-7797
Yu.A. Reiswich, tolljulia@mail.ru, ORCID 0000-0001-5980-5450
I.A. Skorobrenko, kaktus0096@mail.ru, ORCID 0000-0001-6644-4091
South-Ural State Humanitarian Pedagogical University (69 Lenin Avenue, Chelyabinsk,
454080, Russian Federation)