Abstract:
Распространение сети Интернет стимулирует пользователей к увеличению времени, проводимому в социальных сетях, что актуализирует конструирование виртуальной идентичности. Авторы исследований виртуальной идентичности сосредоточены на описании характеристик, отражающих специфику данного феномена. Вопрос об изучении его структуры остается открытым. Цель: выявить особенности взаимосвязей структурных компонентов виртуальной идентичности пользователей социальных сетей. Материалы и методы. Выборку исследования составили 285 человек в возрасте от 18 до 72 лет, включая 197 женщин (69,1 %) и 88 мужчин (30,9 %). Для изучения особенностей структуры виртуальной идентичности использовался тест «Виртуальная идентичность
пользователей социальных сетей» (Погорелов Д.Н., Рыльская Е.А.). Статистическая обработка результатов осуществлялась с применением описательных статистик, факторного анализа, критерия t-Стьюдента в программе IBM SPSS Statistics v. 17.0. Результаты. Выявлено, что структура виртуальной идентичности пользователей социальных сетей включает такие компоненты, как «кибераддикция», «принятие субкультуры», «виртуальный образ». Выявленные компоненты взаимосвязаны между собой, что указывает на интегральную природу феномена виртуальной идентичности и на качественное своеобразие ее составляющих. Женщины и мужчины не различаются по степени выраженности структурных компонентов виртуальной идентичности, однако выявлены ее возрастные особенности. У пользователей в возрасте до 35 лет показатели кибераддикции и виртуального образа значимо выше, что связано с более активным использованием Интернета, высокой референтностью социальных сетей и особенностями социализации в цифровой среде этой возрастной группы. Заключение. Определены структурные компоненты виртуальной идентичности пользователей социальных сетей: «кибераддикция», «принятие субкультуры», «виртуальный образ». Виртуальная идентичность представляет собой интегральный феномен, рассматриваемый нами как подсистема эго-идентичности, состоящая из текстовых, визуальных, аудиальных характеристик виртуального образа, отражающего физические и личностные свойства, а также особенности коммуникации, определяющие целостность и
тождественность личности в рамках субкультуры пользователей социальных сетей. Полученные результаты могут быть использованы в новых, развивающихся направлениях исследований: психология информационных технологий, психология Интернета, киберпсихология и психология киберзависимости. The growing importance of the Internet stimulates people to spend more time on social networks, which makes relevant the study of virtual identity in virtual space. The majority of authors are focused on the description of the features of virtual identity. Therefore, its structure requires further investigation. Aim. The paper aims to identify the structure of virtual identity on social networks. Materials and methods. 285 persons aged from 18 to 72 years participated in the study, including 197 females (69.1%) and 88 males (30.9%). The Virtual Identity of Social Network Users test by D. Pogorelov and E. Rylskaya was used to identify the structure of virtual identity. Statistical processing was performed by means of descriptive statistics, factor analysis and Student’s t-test in the IBM SPSS Statistics v. 17.0 program. Results. It was found that the structure of virtual identity included such components as a virtual image, cyberaddiction, and subculture. These components are moderately correlated with each other, which demonstrates both the integral nature of the phenomenon and the unique character of its components. The in-
tensity of structural components remains the same regardless of gender. However, there are some age-related differences. For example, users under 35 years old are characterized by significantly higher values of cyberaddiction and virtual image, which is associated with a more active Internet and social network usage, as well as specific socialization in the digital sphere. Conclusion. The structure of virtual identity consists of a virtual image, cyberaddiction, and subculture. Virtual identity is an integral phenomenon, which can be considered as an ego-identity that includes textual, visual and audio characteristics reflecting both physical and personal features. Virtual identity determines the integrity and equality of a person within social networks. The data ob-
tained can be used in emerging research areas such as the psychology of information technologies, psychology of the Internet, cyberpsychology, and the psychology of cyberaddiction.
Description:
Погорелов Дмитрий Николаевич, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76); старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (Россия, 454091, Челябинск, ул. Красноармейская, д. 88), pogorelovdn@mail.ru,
ORCID 0000-0002-4893-4334
Рыльская Елена Александровна, доктор психологических наук, доцент, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии управления и служебной деятельности, Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76), elena_rylskaya@mail.ru, ORCID 0000-0003-3075-5255
D.N. Pogorelov1,2, pogorelovdn@mail.ru, ORCID 0000-0002-4893-4334
E.A. Rylskaya1, elena_rylskaya@mail.ru, ORCID 0000-0003-3075-5255
1 South Ural State University (76 Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation)
2 Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educational Workers
(88 Krasnoarmeyskaya str., Chelyabinsk, 454091, Russian Federation)