Аннотации:
На примере песнопений путевого распева певческих сборников XVI—XVII вв. преимущественно из Троице-Сергиева монастыря анализируется функциональность музыкальных структур в древнерусской монодии. Автор рассматривает структуры: «тонема», «кокиза», «просодема», «попевка», «лицо», «фита». Анализ показал, что между этими структурами существуют разнообразные функциональные связи, а в каждой структуре, состоящей из более
мелких единиц, возникают функциональные отношения между ее частями. Для всех структур характерны общелогические функции — начальная, срединная и конечная. Исследованы также и другие формообразующие и выразительные функции. При этом установлено, что простые структуры (тонема, просодема) имеют ограниченное количество функций по сравнению с более сложными. Присутствие функциональных связей свидетельствует о композиционной
логике в путевом пении. The author analyzes the functional structure in old Rassion monody on the example of «putevoy style» chanting mainly from the Trinity-Sergius Monastery chant collections of XVI—XVII centuries.
She considers the structure: «tonema», «kokiza», «prosodema», «popevka», «litzo», «fita». The analysis showed that there are various functional connections. In each structure consisting of smaller units there are functional relationships between its parts. General logical functions — initial, middle and end are common to all structures. Investigated and other formative and expressive function. It was found that the simple structure («tonema», «prosodema») have limited functionality compared
to the more complex. The presence of functional links indicates the compositional logic of the Trinity «putevoy» chant.
Описание:
Генченкова Мария Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Фортепиано», Академия хорового искусства имени В. С. Попова (Москва, Россия). Автор работ по теории русской церковной музыки. E-mail: bibliophone@mail.ru. M. V. Genchenkova, Academy of Choral Art by V. S. Popov, Moscow, Russian Federation,
bibliophone@mail.ru