Аннотации:
Представлены результаты исследования психологических особенностей и проблем социализации детей с высоким уровнем когнитивного функционирования. Проведён анализ особенностей социальной адаптации школьников с высоким уровень когнитивного функционирования и выявлены типичные трудности. Проанализированы психологические черты детей с высоким интеллектом. Проведён сравнительный анализ психологических особенностей и адаптивных способностей одаренных учащихся и их сверстников. Выявлена умеренная прямая корреляция между компетентностью реагирования и уровнем интеллекта, и обратная зависимость между агрессивностью и уровнем когнитивных способностей. По результатам социометрии по Морено выявлена заметная прямая корреляция между уровнем интеллекта и распределением по более высоким социометрическим позициям в ситуации оценки успешности в обучении со стороны одноклассников. Результаты исследования по методике Л.Н. Собчик показали наличие умеренной отрицательной корреляционной связи уровня тревожности и интеллекта. Выявлена заметная прямая корреляция между уровнем школьной успеваемости и уровнем интеллекта. The article presents the results of research on the psychological characteristics and socialization in a society of children with a high level of cognitive functioning. The social adaptation of students with high level of cognitive functioning was analyzed and identified common problems. The psychological features of children with high intelligence was analyzed. The comparative analysis of the psychological characteristics and adaptive abilities of gifted students and their peers was implemented. This is a moderate positive correlation (coefficient r = +0,477) between competent response and level of intelligence, and a moderate inverse correlation (r = –0,447) between aggressiveness and level of cognitive ability. positive correlation (r = +0,511) revealed between intelligence and distribution at higher sociometric positions in the situation to assess success in learning from classmates according to the results ofsociometry by Moreno. Test results on Sobchik shown that there is a moderate negative correlation level of anxiety and intelligence (r = –0,343). A positive correlation (r = +0,54) spotted between school performance and intelligence.
Описание:
Котлованова Олеся Владимировна, врач-интерн кафедры психиатрии, Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России (Челябинск), kovchel08@mail.ru. Малинина Елена Викторовна, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), malinina.e@rambler.ru. O.V. Kotlovanova, South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation, kovchel08@mail.ru
E.V. Malinina, South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation, malinina.e@rambler.ru