Аннотации:
Рассматриваются два принципиальных уровня феноменов, связанных с инновационной деятельностью: уровень организации (корпоративная культура предприятия, характеристики команды, психологический климат, способствующий или препятствующий внедрению инноваций) и уровень личности (индивидуально-личностные предпосылки генерации и продвижения новых идей, творческого подхода к решению задач). Авторами предлагается рассматривать эти два уровня в их взаимодействии. Разобраны основные положения, касающиеся инновационного потенциала на индивидуальном уровне, факторы, влияющие на инновационный потенциал на организационном уровне. Описаны две авторские психологические методики для диагностики инновационного потенциала: опросник инновационного потенциала профессионала и опросник инновационного потенциала организации. Представлены этапы эмпирических исследований, проведенных при помощи данных методик. На первом этапе было проведено исследование инновационного потенциала профессионала, описаны корреляционные связи на индивидуальном уровне. Второй этап направлен на исследование инновационного потенциала на уровне организации, проанализированы взаимосвязи инновационного потенциала с организационными факторами. Третий этап посвящен комплексному исследованию инновационного потенциала. Описаны взаимосвязи и характерные особенности инновационного потенциала на разных уровнях рассмотрения. The article informs us about two fundamental levels of phenomenon related to innovative activities: the level of the organization (organizational culture, the characteristics of the team, the psychological climate that promotes or prevents innovation implementation) and the level of the individual (personal background of the generation and promotion of new ideas and creative approaches to problems solving). The authors propose to consider these two levels in interaction with each other. The conceptual issues of innovative potential at the individual level and the factors affecting the innovative potential at the organizational level are considered in the article. The article describes the two psychological questionnaires of innovative potential: the questionnaire of innovative potential of the professional and the questionnaire of innovative potential of the organization. The stages of empirical studies carried out using these questionnaires are presented. At the first stage a study of innovative potential of a professional was conducted and the correlations are described. The second stage aims to study the innovative potential at the organizational level, the correlations between innovative potential and organizational factors were analyzed. The third stage is devoted to the comprehensive study of innovative potential. The interrelations and the special features of the innovative potential at different levels are described.
Описание:
Батурин Николай Алексеевич. Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психодиагностики и консультирования, Южно-Уральский государственный университет. E-mail: nikbat@list.ru
Nikolay A. Baturin. Doctor of Psychological Sciences, professor, Head of the Department of Psychological diagnosis and counseling, South Ural State University. E-mail: nikbat@list.ru
Иноземцев Дмитрий Вячеславович. Заведующий лабораторией психодиагностики, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: subonair@gmail.com
Dmitrij V. Inozemtsev. The head of the Psychological testing laboratory, South Ural State University. E-mail: subonair@gmail.com
Ким Татьяна Дмитриевна. Ассоциированный сотрудник лаборатории психодиагностики, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск.
E-mail: tanainakim@gmail.com
Tatiana D. Kim. Associate member of the Psychological testing laboratory, South Ural State University. E-mail: tanainakim@gmail.com