Аннотации:
В статье рассмотрено определение термина «изменчивость оценок» с точки
зрения концепции оценки и оценивания Н.А. Батурина. Рассмотрено понимание изменчивости оценок в рамках различных подходов как отечественных, так и зарубежных авторов. В рамках анализа исследований было определено, что в понятие «изменчивость» вкладывается несколько значений: изменчивость понимается как «исходное положение о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни человека»; под изменчивостью понимается разнообразие, вариабельность признаков и др.; под изменчивостью понимается неустойчивость, непостоянство оценок, связанное с ситуативными ошибками; под изменчивостью понимается изменение оценок в ответ на изменения в объекте. В целом изменчивость оценок понимается, с одной стороны, как свойство оценок, с другой стороны,
как индивидуальный способ оценивания. В статье выделяется две составляющие
изменчивости оценок: личностная (оценочный стиль как склонность быстро менять оценки при появлении изменений в объекте и/или в оценочном основании) и ситуативная (изменения оценок под влиянием контекста (ситуативных факторов)). Кроме того, рассматриваются вопросы связи изменчивости оценок с точностью и адекватностью оценок. In the article the definition of the term «variability of evaluation» is considered from
the point of view of the evaluation theory by NA Baturin. Understanding of the evaluation
variability is considered in the different approaches, both domestic and foreign authors. It
was determined after the analysis of researches that the concept of «variability» entails
several meanings: variability refers to the «original position that a person undergoes continuous
changes throughout a person's life»; the variability refers to the variety, variability
of symptoms, etc; the variability refers to the instability, volatility estimates associated
with situational errors; the variability is rate change in response to changes in the object.
Generally the variability of evaluation is understood on the one hand, as a property of
evaluation on the other hand, as an individual way of evaluation. The article highlighted
two components of the variability: personal (evaluative style as the propensity to quickly
change the rates when changes appear in the object and / or in the assessment base) and
situational (changes of rates under the influence of context (situational factors)). Also it is considered issues of the variability connection with accuracy and adequacy of evaluations.
Описание:
Юсупова Юлия Леонидовна, ст. преподаватель кафедры «Психологическая диагностика и консультирование», Южно-Уральский государственный университет, hopeup@gmail.com. Yulia L. Yusupova, lecturer of the chair «Psychological diagnostics and Counseling», South Ural
State University, hopeup@gmail.com.