Аннотации:
В данной статье представлен обзор психологических методов измерения эго-
идентичности, которые используются в современных зарубежных исследованиях. В
работе предоставлены полные названия методик, их официальные сокращения, год создания, авторы, разработавшие их, краткие характеристики методик,
теоретическая база, форма предъявления, а также примеры стимульного материала.
Теоретической базой большинства методик является теория статусов идентичности
Дж. Марсиа, согласно которой идентичность определяется с помощью двух основных терминов – исследование и принятие (exploration and commitment). В последнее
время разрабатываются методики на основе модели стилей идентичности
М. Берзонского, в которой предложены 3 стиля идентичности, отражающие спосо-
бы решения проблем и задач, возникающих при формировании эго-идентичности
(информационный, нормативный, диффузно-избегающий). В статье также представлены методики исследования эго-идентичности на основе концепции Э. Эриксона, которые распространены гораздо меньше, и методика исследования дистресса
идентичности на основе критериев расстройства идентичности из DSM-III. Стимульный материал методик чаще всего представлен в форме списка утверждений, кото-
рый предлагается оценить по шкале Лайкерта, другие возможные формы методик
исследования идентичности, такие как полуструктурированное интервью, методики
в форме вопросов с принудительным выбором из 2 предложенных высказываний и
в форме Q-сортировки, встречаются реже. В конце статьи дана краткая
характеристика нарративной техники «Мемуары идентичности» (Identity memories),
которая показывает особый тип каузальной связи между прошлым опытом и
опытом, переживаемым в данный момент, которая либо способствует, либо
препятствует интеграции идентичности. This article is a review of some measurement instruments elaborated to measure the
ego-identity development. It contains a brief description of the psychological methods
used in the modern foreign studies of ego identity.
Описание:
Солдатова Елена Леонидовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, elena_soldatova@ rambler.ru
Бенко Елизавета Вячеславовна, аспирант факультета психологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E.L. Soldatova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
elena_soldatova@rambler.ru
E.V. Benko, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation