Аннотации:
В современном обществе возникает необходимость преодоления социального инфантилизма выпускника школы и обеспечения его реализации как эффективного субъекта межличностных отношений. Эта проблема включает изучение отношений со сверстниками у психологически зависимых от родителей старшеклассников и организацию психолого-педагогической работы по коррекции этих отношений. В статье представлены задачи и принципы программы психолого-педагогической коррекции. Программа имеет комплексный характер организации работы со всеми субъектами образовательного процесса: старшеклассниками, их родителями и педагогами. Работа с родителями и педагогами выполняет просветительскую и профилактическую функции, со старшеклассниками – психокоррекционную. Психокоррекционная часть программы учитывает возрастные, индивидуально-типологические и личностные особенности старшеклассников. Эффективность психолого-педагогической работы по разработанной программе подтверждается результатами изучения динамики отношений со сверстниками у психологически зависимых от родителей старшеклассников. Выделены основные направления исследования динамики отношений со сверстниками на основе анализа возрастных задач в сфере общения. Положительная динамика выражается в стабилизации эмоциональных переживаний; расширении круга общения и установлении близких контактов; повышении удовлетворенности отношениями, в том числе с представителями противоположного пола. In modern society there is a need of overcoming of social infantility of graduate of school and providing his realization as effective subject of interpersonal relations. This problem includes studying of relations with peers at seniors, who psychologically dependent on parents and organization of psychological and pedagogical work on correction of these relations. Tasks and principles of the program of correction are presented in article. The program has complex character of organization of work with all subjects of educational process: seniors, their parents and teachers. Work with parents and teachers carries out educational and preventive functions, with seniors – psychocorrectional. The psychocorrectional part of the program considers age, individual, typological and personal features of seniors. Efficiency of psychological and pedagogical work on the developed program is confirmed by results of studying of dynamics of the relations with contemporaries at seniors, who psychologically dependent on parents. Main directions of relations with peers and their dynamics are allocated as a result of the analysis of communicative tasks of age. Positive dynamics is expressed in stabilization of emotional experiences; expansion of sphere of communication and increase in significant contacts; increase of satisfaction by relations, including relations with representatives of opposite sex.
Описание:
Кошель Анна Игоревна, аспирант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону), annna.koshel@mail.ru
Истратова Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону), oksana-istratova@yandex.ru. Koshel Anna Igorevna, postgraduate student of Department of psychology and safety of existence, Southern Federal University, Rostov-on-Don, annna.koshel@mail.ru
Istratova Oksana Nikolaevna, Candidate of Psychological Sciences, associate professor of Department of psychology and safety of existence, Southern Federal University, Rostov-on-Don, oksana-istratova@yandex.ru