Аннотации:
Представлено обоснование интегративного подхода к диагностике многокомпонентных системных образований. Рассматриваются принципы, направления и условия реализации интегративного подхода в диагностике универсальных (надпредметных) учебных действий школьников, развитие которых
является приоритетом новых образовательных стандартов Российской Федерации.
Основные структурные элементы статьи: проблема психологической диагностики развития универсальных учебных действий; принципы интегративного подхода в диагностике многокомпонентных системных образований; активность субъекта сферы жизнедеятельности: понятие и теоретическая модель; учебная активность как предиктор развития универсальных учебных действий. Приводятся результаты двух эмпирических исследований: 1) психометрического исследования «Вопросника учебной активности школьника» на выборке 1123 школьников 14–16 лет; 2) исследования психологических особенностей 299 подростков 13–14 лет в трех группах: с относительно высоким, средним и низким уровнями агрегированного индекса учебной активности. The article presents a justification of integrative approach to measuring multicomponent systemic phenomena. It considers principles, trends and conditions of implementing an integrative approach to
the measurement of universal (meta-subject) academic actions of schoolchildren, which is a priority of new educational standards in Russian Federation.
The basic structural elements of the article are: the problem of psychological measurement of the development of universal academic actions; principles of integrative approach in the measurement of multicomponent systemic phenomena; activeness of the subject of a sphere of life: notion and a theoretical
concept; academic activeness as a predictor of universal academic actions development. Results of two empirical research studies are described: 1) psychometric research of “School Activeness Questionnaire” on a sample of 1123 schoolchildren aged 14–16; 2) research into psychological peculiarities of 299 13–14-year-old teenagers in three groups different by the overall aggregate level of activeness: high, medium and low levels.
Описание:
Волочков Андрей Александрович. Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии, заместитель директора
Института психологии, Пермский государственный педагогический универси-
тет. E-mail: volochkov@pspu.ru
Andrey А. Volochkov. Doctor of psychology, professor, head of the department
of practical psychology, vice director of the Institute of Psychology, Perm State
Pedagogical University. E-mail: volochkov@pspu.ru